История ПШС

 

   В 1984 г., тогда еще Курганский Завод Мостовых Металлических Конструкций, ныне ЗАО «Курганстальмост», освоил производство первого в СССР сварного шпунта — Z-образных профилей ШЗП. Конструкцию шпунта ШЗП и конструкторско-технологическую документацию на его изготовление в то время разработали институты ЦНИИС, ИЭС им. Патона и СоюзМорНИИПроект. Профили ШЗП получали путём сварки стенки с двумя фасонными горячекатаными полками, содержащими замки. (Поперечное сечение сварного шпунта зетового профиля ШЗП см. рис.1). Форма фасонной полки была разработана специально для производства шпунта ШЗП; прокатку полок освоил металлургический комбинат «Азовсталь» (Украина).

   Однако при прокатке полок комбинату не удавалось выдерживать установленные техническими условиями допуски на размеры замков, в результате до 40% от каждой поставленной «Азовсталью» партии фасонных полок браковалось. Это осложняло и тормозило производство шпунта ШЗП. Затраты, а в частности потери на его изготовление были несопоставимы с экономическим эффектом от его изготовления и в 1988 году производство сварного шпунта зетового профиля было прекращено.

   В конце 1994 г. группа энтузиастов из   АО «Курганстальмост» совместно c АО «ЦНИИС» приступили к разработке сварных шпунтовых элементов нового поколения — сварных шпунтовых панелей ПШС. Панели являются готовыми фрагментами шпунтовой стены, укрупнёнными монтажными элементами (рис 2). Их изготавливают из стальной полосы, соединяемой продольными сварными швами. В конструкции разработанных сварных замков были применены распространенные виды углового и круглого стального проката из низколегированных сталей класса прочности 345. Несущая способность при растяжении этих замков в 2,4 раза выше, чем у замков шпунта типа Ларсен Л5, что впоследствии было неоднократно подтверждено лабораторными испытаниями и результатами многолетней реальной эксплуатации ПШС. Замковое соединение панели грунтонепроницаемое и, в большей степени водонепроницаемое. Уникальные конструкции ПШС и замковых элементов защищены патентами РФ на изобретения: № 2151236 и № 2103442.

    Во многом благодаря поддержке Николая Васильевича Парышева, возглавлявшего в те годы АО «Курганстальмост», производство шпунта выделилось в самостоятельное направление деятельности предприятия и курганские ПШС начали свой успешный путь по многочисленным стройкам России и зарубежья.

  В  1996 г. первые панели ПШС были успешно применены мостостроителями АО «Омскстроймост» при возведении берегозащитной стены.

   В январе 2001 г взамен технических условий на опытную партию были разработаны  ТУ 5264-006-01393674-01 «Панели шпунтовые сварные», а в 2009 и 2010 г.г. введены в действие ТУ 5264-001-07851735-2009 и ТУ 5264-007-01393674-2010, в которых обобщен многолетний опыт производства и применения сварных шпунтовых панелей, учтены замечания и пожелания проектировщиков и строителей

    Опыт применения панельного шпунта ПШС на различных строительных объектах в разных грунтовых и климатических условиях лег в основу разработки стандарта организации - СТО-ГК «Трансстрой»-011-2007 «Панели шпунтовые сварные.Правила производства работ». Стандарт был разработан ОАО «Научно-исследовательским институтом транспортного строительства» (ОАО ЦНИИС) по заданию группы компаний «Трансстрой». Разработанные в институте компьютерные программы позволяют выполнить расчеты забивки вертикального и наклонного шпунта любого сечения и длины паровоздушными, гидравлическими и дизельными молотами, а также с применгением вибропогружателей. Определенный на основе расчетов технологический регламент работ обеспечивает погружение шпунта без повреждения на требуемую глубину.